В шапке
Команда заказчика в проекте автоматизации бизнеса

Команда заказчика в проекте автоматизации бизнеса

По предложению одного из читателей моего блога продолжаю серию статей, посвященных автоматизации бизнеса.

Вот что он написал в своем комментарии: «По опыту могу сказать, что вопрос весьма важный и достаточно болезненный. Большой процент Заказчиков, особенно в Беларуси, занимают примерно такую позицию: «Мы заплатили деньги. Теперь складываем «ручки» и ждем, когда нам все автоматизируют. Хоть с «бубном» танцуйте, но все должно быть сделано». Ошибочная позиция «страуса». Со стороны Заказчика обязательно должна быть сформирована команда проекта, состоящая из ключевых специалистов Компании. Руководитель проекта со стороны Заказчика должен иметь достаточный административный ресурс для реализации задач проекта внутри Компании. При отсутствии этих двух составляющих вероятность успешности проекта стремится к нулю, даже при достаточных бюджете и планируемых сроках проекта».

Рассмотрим проект автоматизации, в котором исполнителем является внешняя по отношению к заказчику проекта компания, и разберемся с тем, что из себя должна представлять команда со стороны заказчика проекта и чем она должна заниматься.

В последнее время я получаю много информации о проектах автоматизации бизнеса: участвую в переговорах по проектам автоматизации, руковожу такими проектами, а также получаю информацию от слушателей на семинарах о судьбе некоторых проектов автоматизации. Анализируя информацию об этих проектах, я понимаю, что заказчик проекта зачастую сам усугубляет положение проекта своим отношением к нему.

К примеру, очень часто на вопрос «Кто является заказчиком проекта?» мне отвечают: «У нас несколько заказчиков проекта». Хорошо, но если их несколько, то кто расставляет приоритеты по требованиям к доработке программного продукта? Кто принимает решения в ситуации, когда есть противоречия в требованиях нескольких заинтересованных сторон?

Коллеги, мое глубокое убеждение – заказчик у проекта должен быть один. Он может выстроить групповую работу, используя различные инструменты, он может использовать коллективный стиль принятия решения, но в конечном итоге заказчик отвечает за утверждение требований к результатам проекта, расстановку приоритетов в требованиях в случае нехватки бюджета проекта и приемку результатов проекта.

Кто, кроме заказчика проекта, должен входить в состав команды проекта автоматизации со стороны заказчика в случае, если исполнителем проекта является внешняя компания?

На мой взгляд, со стороны заказчика проекта должен быть обязательно руководитель проекта, задачи которого - привести проект к достижению целей, соблюдая при этом плановый срок и бюджет.

Вы скажете: но зачем нужен проекту руководитель со стороны заказчика, если есть руководитель со стороны компании-исполнителя?

Отвечаю: даже если со стороны исполнителя есть руководитель проекта, то «рамки» его проекта могут оказаться немного уже, чем рамки проекта заказчика. Например, в проект заказчика, кроме доработки и внедрения программного продукта, может входить закупка дополнительного «железа» и его подготовка к эксплуатации. А в проект исполнителя входит только доработка программного продукта под требования заказчика и его внедрение. При этом работы по закупке и инсталляции «железа» могут влиять на сроки старта работ по настройке «софта», а, значит, если они не будут выполнены в срок, исполнитель не сможет стартовать свои работы в плановый срок.

Или, к примеру, внедрение новой программы требует перехода в новый почтовый клиент, а для этого нужно настроить почтовый сервер, что вполне можно поручить системному администратору компании-заказчика.

В случае, когда рамки проекта у заказчика и исполнителя проекта не совпадают, или когда часть задач в проекте должны исполнять сотрудники заказчика, со стороны заказчика должен быть кто-то, кто будет следить за выполнением задач сотрудниками исполнителя в плановые сроки.

Так что без руководителя проекта со стороны заказчика проект автоматизации бизнеса будет «буксовать».

Следующая роль, важная для команды со стороны заказчика, - это эксперт в процессах. Так как автоматизируют обычно какие-то процессы, то компании-исполнителю нужны со стороны заказчика сотрудники, у которых они будут перенимать знания по автоматизируемым процессам, а кроме того, согласовывать важные решения по устранению обнаруженных в процессах проблем и перепроектированию этих процессов.

Итак, минимальный состав команды проекта автоматизации бизнеса со стороны компании-заказчика:

Руководитель проекта со стороны заказчика должен выступать в роли «двигателя» проекта, он должен быть наделен властью принимать решения по проекту, касающиеся подходов к реализации требований, а также иметь возможность влиять на исполнителей со стороны заказчика. Для этого руководителю проекта нужна возможность определять размер премиальных для участников проекта.

Жду ваших комментариев! И удачи в реализации ваших проектов!

 

Комментарии (0)
Войти как