В шапке
Управление проектами в кризис

Управление проектами в кризис

В канун Нового года мы с вами наблюдаем начало очередного экономического кризиса в стране. Как мне кажется, никто из экспертов не сможет дать адекватный прогноз (я имею в виду прогноз, который сбудется) относительно продолжительности этого кризиса и его глубины. Кризис 2011 года показал, что для многих компаний трудная ситуация в экономике может стать возможностью для завоевания большей доли рынка, для улучшения финансовых показателей бизнеса, для привлечения более компетентного и вовлеченного персонала.

Как правило, в условиях кризиса многие бизнесмены отказываются от новых проектов и иногда замораживают уже начавшиеся проекты. Однако, как отмечают многие гуру менеджмента, любую сложную ситуацию можно повернуть так, чтобы оказаться в выигрыше.

Какими проектами, на мой взгляд, стоит заниматься в кризисное время?

Первый тип проектов направлен на снижение стоимости бизнес-процессов компании. Естественно, в кризис возникает желание снизить издержки, и поэтому стоит заняться улучшением бизнес-процессов с точки зрения их стоимости.

Второй тип проектов направлен на улучшение качества обслуживания. В кризис важно сохранить своих клиентов, а ничто так не удерживает их, как повышение качества сервиса.

Третий тип проектов направлен на улучшение ваших продуктов. Для этого нужно подумать, от каких функций в вашем продукте стоит отказаться, чтобы его удешевить, а какие функции стоит добавить, т.к. потребители готовы за них доплачивать. Этот тип проектов является самым инновационным и сложным, но и самым перспективным. Поскольку если удастся улучшить продукт таким образом, что потребители проголосуют за него своим кошельком, то компания сможет увеличить объем продаж и свою долю на рынке.

Понятно, что любые проекты требуют инвестиций времени и денег. И в кризис такого ресурса, как время, у компаний становится, как правило, больше, а денег - меньше. Избавиться от высвободившегося времени можно, сократив персонал, но это же время можно направить на три типа проектов, о которых сказано выше. Проекты по снижению стоимости бизнес-процессов и улучшению качества обслуживания могут не потребовать больших финансовых инвестиций, но точно потребуют времени сотрудников. И у вас появляется отличная возможность задействовать ваших опытных сотрудников на проектах. Ведь не секрет, что часть сотрудников в кризисный период начинает искать другую работу, и если вы предложите им поучаствовать в проектах, где они могут получить новые компетенции и опыт, то для кого-то это станет хорошим стимулом, чтобы не уходить из компании.

Проекты по улучшению продуктов, скорее всего, потребуют дополнительных денежных инвестиций. И для них стоит внедрить процесс непрерывного уточнения оценки экономической эффективности инвестиций по мере реализации проекта, что позволит в случае не очень удачных решений вовремя остановить проект и избежать дополнительных потерь.

Что требуется от руководителей проектов в кризис? В общем, ничего не меняется: от них ждут достижения целей проекта в срок и в бюджет. Однако если раньше на срыв сроков или превышение бюджета заказчик проекта мог отреагировать с пониманием, то сегодня он вряд ли спокойно перенесет заявление о необходимости сдвинуть срок или добавить денег в бюджет. На мой взгляд, руководителям проектов сегодня нужно при планировании проектов более серьезно отнестись к формулировкам целей проекта, сбору и анализу требований к продуктам, идентификации рисков и планированию антирисковых мероприятий, использовать лучшие практики, существующие в управлении проектами для прогнозирования объемов работ, сроков и бюджета. И, конечно, для того чтобы вовремя заметить отклонения от плана, нужно подумать о более точных подходах к контролю работ проекта, таких, например, как управление освоенным объемом, о котором я писал ранее.

С точки зрения заказчика проекта стоит сделать более частыми отчеты о ходе проекта, продумать удобный формат отчетности (один из вариантов – отчет на одной странице). Для крупных проектов может оказаться эффективным создание Проектного комитета, одной из функций которого будет принятие оперативных решений по проекту в ситуациях, когда происходит срыв сроков и/или бюджета.

Чего точно не стоит делать в кризис, так это запускать слишком рискованные проекты и проекты, не соответствующие стратегии компании. А еще не стоит махать шашкой и останавливать все проекты – кризис явление временное и из него компании лучше выйти окрепшей.

Успехов вам в принятии решений о том, какие проекты запускать, а какие останавливать в это нелегкое время. И удачи. Без нее, как показывает мой опыт, в управлении проектами трудно.

Комментарии (0)
Войти как