В шапке
Должен ли Руководитель проекта  разбираться в предметной области проекта, которым руководит?

Должен ли Руководитель проекта разбираться в предметной области проекта, которым руководит?

Идея о написании заметки на эту тему возникла после участия в качестве докладчика в он-лайн круглом столе на эту тему. 

Да, это был тот еще диспут: около 5 часов докладов и обсуждений на эту тему. Среди докладчиков - руководители проектов, каждый из которых имеет более чем 10-летний опыт управления проектами.  Я не могу описать здесь даже половины идей, которые были озвучены, но хочу сформулировать вывод, к которому удалось прийти группе экспертов в результате жарких дебатов.

Нужно ли руководителю проекта  быть специалистом в той предметной области, в которой он руководит проектом?

Компетенциями в предметной области будем считать те, которые непосредственно связаны с созданием продуктов проекта, с их эксплуатацией. К примеру, если вы руководите проектом по автоматизации банка, то компетенциями в предметной области будут: понимание специфики процессов банка, которые будут автоматизироваться в данном проекте, понимание специфики разработки и внедрения программного обеспечения.

Компетенциями в области управления проектами будем считать те, которые связаны с управлением деятельностью по созданию продуктов проекта. Например, умение  внедрить в проекте актуальные для данного проекта процессы по PMBOK, умение адаптировать под специфику предметной области и культуру компании, выступающей в роли Заказчика, методологии Prince 2, умение внедрить на проекте подход scrum  и т.д.

В одном из докладов мой коллега озвучил статистику по причинам, которые привели к  провалам проектов, из  восьми разных источников. Обобщив причины провалов из этих исследований, он показал следующие наиболее частые причины провалов проектов:

  1. изменения целей по ходу проектов, нечеткие и изменяющиеся требования к результатам, нереалистичные ожидания (встречалось 18 раз в 8-ми исследованиях)
  2. недостатки в планировании графика, координации ресурсов, недостаток ресурсов, неучтенные риски (встречалось 14 раз в 8-ми исследованиях);
  3. слабая поддержка руководства, несоответствие корпоративной стратегии, смена приоритетов компании (встречалось 6 раз в 8-ми исследованиях).

По мнению докладчика, лишь неучтенные риски проекта и недостатки в планировании можно отнести к слабым компетенциям руководителей проектов в предметной области проекта.

Еще одно интересное наблюдение:  в документе «Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NCB – SOVNET National Competence Baseline Version 3.0)» из 50 описанных компетенций руководителя проекта лишь 5 относятся к знанию предметной области.

Однако, как решили эксперты, участвовавшие в круглом столе, необходимость в компетенциях в предметной области проекта зависит от масштаба и сложности проекта – так же, как и уровень навыков в управлении проектами.  

Для определения сложности проектов применяется «Факторная таблица Кроуфорд‐Ишикавы для оценки ролей (CIFTER), с которой можно подробнее ознакомиться здесь: http://www.pmprofy.ru/files/1668/GAPPS2006_rus.pdf

Итак,  кривая зависимости компетенций руководителя проекта от его сложности выглядит примерно так:

А что вы думаете по этому поводу?

Комментарии (2)
Макс Якубович2015-12-24 06:28:23
Alex Lakustov, насколько глубоко разбираться? две кривые показывают зависимость необходимой степени погружения РП в предметную область проекта и его уровня компетентности в управлении проектами от сложности проекта. Вы с графиком согласны?
Alex Lakustov2015-12-23 13:10:40
Должен разбираться, необязан обладать экспертными знаниями.
Войти как