В шапке
Как повысить точность прогнозирования сроков проекта с помощью бизнес-игр?

Как повысить точность прогнозирования сроков проекта с помощью бизнес-игр?

Любой проект затевается ради получения определенного результата. Чем точнее цели проекта, тем точнее можно описать ожидаемый результат. Вроде бы все логично и понятно, однако, по статистике исследований PWC, одни из ключевых причин провалов проекта – это неточные цели и изменение содержания в середине проекта (подробнее смотри тут:  http://project-management.zis.by/statistika/globalnoe-issledovanie-upravlenija-portfeljami-1.html).

Наверное, ни для кого не открою секрет: чем точнее собраны требования к результатам  проекта, тем точнее можно сделать прогноз по объемам работ и срокам проекта.

Подходы к сбору требований к продукту могут быть как достаточно традиционные, такие как интервью и анкетирование, так и достаточно редко используемые в нашей стране, такие как QFD (Quality Function Deployment) и инновационные игры (иногда их называют бизнес-играми).

Про QFD я уже немного писал здесь: http://project-management.zis.by/upravlenie-izmenenijami/upravlenie-izmenenijami-trebovanij-k-produktam-proekta.html.  Про инновационные игры для сбора требований я узнал от моего коллеги Сергея Хромова-Борисова (https://www.facebook.com/sergey.khromovborisov) и тут же прочитал книгу Люка Хоманна  (http://www.books.ru/books/biznes-igry-sozdanie-revolyutsionnykh-produktov-s-pomoshchyu-klientov-562046/ ).

Если представить умозрительную шкалу сложности инструментов сбора требований, то инновационные игры лежат где-то посередине между такими инструментами, как анкетирование и QFD.

Как пишет Хоманн: «С одной стороны, они не ограничиваются простыми вопросами и дают мощное средство выяснить потребности клиентов и рынка. С другой – они достаточно просты и легки, чтобы применять их самостоятельно»

Стандартных игр в книге Л.Хоманна очень много, и все они направлены на решение четырех задач:

  • направленное исследование рынка (directed market research). Например, выяснение функций, которые должны быть включены в новую версию продукта
  • инновации, ориентированные на клиентов. В этом случае игры применяются для вскрытия ранее неизвестных потребностей рынка
  • понимание потребностей и желаний клиентов. Собственно сбор требований к новому продукту
  • поддержка и укрепление текущих связей с клиентами с помощью уже существующих каналов

Что мне понравилось в этом подходе, так это то, как с помощью бизнес-игр пользователей вовлекают в сбор требований к продукту и в ранжирование этих требований. В некоторых проектах я сталкивался с проблемой того, как выстроить процедуру ранжирования требований. И игры, на мой взгляд, один из самых интересных инструментов для решения этого вопроса. Также считается, что бизнес-игры основаны на использовании достижений когнитивной психологии и организационного поведения и повышают уровень заинтересованности клиентов в том, что происходит. А меня очень интересует практическое использование знаний из когнитивной психологии в бизнесе.

Над чем, как мне кажется, надо подумать, прежде чем начать использовать инновационные игры к сбору требований:

  • Сможете ли вы достаточно хорошо провести игру? Мне показалось, что, не имея опыта, это сделать  непросто и можно допустить такие ошибки, которые дискредитируют сам подход в глазах заказчика проекта (или клиентов)
  • Поймет ли группа участников смысл игры и примет ли ее как серьезный инструмент? Я допускаю, что есть люди, которые не очень любят играть в игры для решения бизнес-задач
  • Я не увидел в этом подходе инструментов решения противоречий в  требованиях к продукту. Очевидно, что для решения противоречий в требованиях можно использовать дополнительно ТРИЗ или логические инструменты TOC (теории ограничений).

Это три вопроса, о которых надо подумать, прежде чем предлагать инновационную игру, но они не являются серьезным препятствием для ее использования.

Итак, чем точнее собраны требования к продукту проекта, тем проще спрогнозировать объем работ по проекту, а чем точнее рассчитаны объемы работ, тем точнее можно сделать прогноз по срокам. О том, как прогнозировать объемы работ на основании собранных требований к продуктам проекта,  я уже писал здесь: http://project-management.zis.by/ocenka-proekta/prostye-metody-ocenki-ob%23emov-rabot-proekta.html

В ближайший год я очень хочу провести пару инновационных игр и на своем опыте  сделать вывод об их эффективности. А есть ли среди вас кто-то, кто уже имеет опыт участия или проведения бизнес-игр для сбора и приоритезации требований к продуктам (услугам)?

Напишите мне, пожалуйста, если у вас есть что сказать на эту тему.

Комментарии (0)
Войти как