В шапке
Анализ заинтересованных сторон проекта

Анализ заинтересованных сторон проекта

Зачем работать с заинтересованными сторонами проекта, мы уже выяснили в предыдущей статье (см. http://project-management.zis.by/kommunikacii-v-proekte/Работа+с+заинтересованными+сторонами+проекта.html), там же я привел несколько подходов к идентификации заинтересованных сторон проекта.

Что делать с информацией о том, кто является заинтересованными сторонами проекта?

Обычно в работе с заинтересованными сторонами используется матрица Власти и интересов, для которой рекомендуются 4 типовых стратегии работы с заинтересованными сторонами:

По горизонтальной оси откладывается степень интереса ЗС к проекту – чем правее на оси, тем выше заинтересованность в проекте. По вертикальной оси откладывается степень власти – чем выше по оси, тем больше власти у заинтересованной стороны по отношению к проекту.

Эта матрица требует оценки степени интереса ЗС к проекту. Понятное дело, оценка интереса будет выполняться экспертами, но что взять за основу? Как мне кажется, есть смысл выяснить ожидания каждой ЗС от проекта, и через ожидания оценивать степень интереса. Причем для оценки можно выбрать, к примеру, 10-бальную шкалу (где 10 – максимальный интерес к проекту). Для повышения точности каждая цифра шкалы должна иметь расшифровку, чтобы эксперт мог точнее оценить интерес к проекту.

Часть ожиданий являются очевидными, но некоторые ожидания являются скрытыми, и их нужно выяснять.

Мне кажется, что выяснение ожиданий от проекта – это так же непросто, как и выявление требований к результатам проекта. И для решения этой задачи хотелось бы иметь какие-то технологичные инструменты. Здесь можно использовать некоторые инструменты выявления требований, например:

  • Интервью
  • Мозговой штурм
  • Фокус-группа
  • Анкеты и опросники
  • Изучение документации

После выявления ожиданий от проекта нужно определить власть каждой заинтересованной стороны по отношению к проекту. Для простоты процедуры опять же можно использовать экспертную оценку и 10-бальную шкалу.

Следующий шаг – расположить все заинтересованные стороны в проекте на матрице и определить стратегии работы с ними:

Наблюдать – периодически уточнять, не усилился ли у ЗС интерес к проекту или не повысился ли уровень власти, т.к. изменение по одной из этих шкал приведет к перемещению в другой квадрант матрицы и к необходимости изменить стратегию работ.

Держать в курсе дел – всячески информировать о будущих результатах проекта, о ходе работ над проектом, об изменениях в проекте для формирования позитивного отношения к проекту.

Удовлетворять – так как ожидания от проекта у этой группы невелики, то, как правило, их достаточно легко реализовать в проекте. Потому нужно выяснить ожидания от проекта, перевести их в требования к результатам проекта и реализовывать эти требования. Если вдруг ожидания не совпадают с целями проекта, следует объяснить ЗС, что в данном проекте эти ожидания не предполагается реализовывать.

Активно управлять – вовлекать в принятие решений по проекту, часто информировать о выполнении принятых решений, демонстрировать промежуточные результаты работ по проекту.

Из анализа заинтересованных сторон можно понять:

  1. У каких ЗС стоит собирать требования к результатам проекта (правые квадранты матрицы точно стоит включать в сбор требований, левый верхний – нужно анализировать).
  2. Какие ЗС стоит рассматривать как источники рисков для проекта (подробнее об идентификации рисков читайте тут: http://project-management.zis.by/upravlenie-riskami/kak-uchest-neopredelennost-pri-planirovanii-proekta.html).
  3. Какие ЗС учесть в плане коммуникаций на проект. В плане коммуникаций нужно описать, какую информацию, в каком виде и как часто нужно выслать каждой из ЗС.
  4. Какие дополнительные работы следует включить в список работ по проекту для управления заинтересованными сторонами проекта.

Таким образом, анализ заинтересованных сторон позволяет получить много важной информации для планирования проекта. Очень важно периодически повторять анализ заинтересованных сторон в ходе реализации проекта, так как интересы и власть у ЗС могут меняться по ходу проекта. Кроме того, по мере получения промежуточных результатов проекта могут добавляться новые заинтересованные стороны, которых на старте проекта не удалось идентифицировать.

Для успеха проекта руководителю проекта нужно многое сделать. Работа с заинтересованными сторонами – это далеко не самое сложное, но очень важное дело.

 

Комментарии (0)
Войти как