Тема внедрения проектных офисов, похоже, становится популярной. Не так давно вышла новость о том, что проектный офис будет создан в правительстве России. Читайте подробное содержание новости здесь>>
Само собой, надо ждать всплеска интереса к проектным офисам и в правительстве нашей страны. Но пока я решил узнать, как обстоят дела с внедрением проектных офисов в банковской отрасли Беларуси.
И в первую очередь меня интересовал вопрос о том, какие функции выполняют проектные офисы в банках нашей страны.
Существует мнение о том, что все проектные офисы с точки зрения выполняемых ими функций делятся на три типа:
Источник: http://www.pmpractice.ru/knowledgebase/publications/?id=1580&detail=Y
К сожалению, масштабного исследования не получилось, так как у меня есть контакты сотрудников проектных офисов только в трех банках Беларуси. Но это хоть что-то.
Итак, в Белгазпромбанке проектный офис функционирует уже несколько лет. Основные функции Проектного офиса:
- внедрение принципов проектного управления в банке;
- разработка, поддержка и контроль соблюдения корпоративной методологии
- управления проектами;
- управление проектами банка;
- управление портфелем проектов банка.
Как видим, в Белгазпромбанке проектный офис сочетает в себе все три типа проектного офиса. Если интересно, более детально функции Проектного офиса описаны так:
- методологическое и нормативное обеспечение деятельности по управлению
- проектами;
- осуществление контроля соблюдения корпоративной методологии управления
- проектами;
- накопление опыта и знаний в области управления проектами;
- - администрирование проектов, а именно: подготовка и актуализация
- планов-графиков реализации проектов, документационное обеспечение и
- сопровождение проектов, организация совещаний и обсуждений вопросов в
- рамках проектов;
- контроль хода реализации проектов;
- координация ресурсов, задействованных в проектах;
- подготовка отчетности по проектам.
В Банке БелВЭБ офис управления проектами также функционирует уже несколько лет и выполняет следующие функции:
- развитие корпоративной системы управления проектами, изучение международной практики и национального опыта по внедрению корпоративной системы управления проектами в банках;
- создание и развитие методологии управления проектами;
- развитие методологии портфельного и программного управления проектами;
- внедрение процессов проектного управления в Банке;
- координация реализации проектов (программ) Банка;
- администрирование проектов;
- участие в подготовке финансово-экономического обоснования проектов;
- участие в планировании бюджетов проектов;
- участие в управление ресурсами, задействованными в проектах;
- участие в управлении рисками проектов, ведение реестра рисков проектов;
- внедрение и развитие информационной системы управления проектами;
- сопровождение проектов в информационной системе управления проектами;
- мониторинг хода реализации проектов в Банке и подготовка аналитических сводных материалов;
- развитие системы мотивации участников проектов;
- постпроектный мониторинг результатов завершенных проектов;
- организация работы Комитета по проектной деятельности;
- систематизация проблем, возникающих в ходе реализации программ и проектов, и, при необходимости, инициирование обсуждения возникшей проблемы на уровне куратора проекта, либо уполномоченного коллегиального органа;
- повышение компетенции работников Банка в области управления проектами.
Внимательно изучив функции проектного офиса в БелВЭБ, можем сделать вывод, что проектный офис сочетает в себе функции базового и стратегического проектного офиса.
В третьем банке, название которого меня попросили не открывать, основные функции проектного офиса состоят из:
- разработки и развития
- управления
- участия в проектах банка в роли бизнес-аналитиков;
- помощи руководителям проектов в использовании методологии УП;
- автоматизации управления проектами.
И в этом банке проектный офис представляет 2 типа офиса, но в данном случае базового и управленческого.
Исходя из результатов краткого исследования, могу сделать выводы о том, что в банковской сфере Беларуси на Проектные офисы возлагают функции базового проектного офиса (связанные с развитием методологии управления проектами и контролем ее использования, администрированием проектов банка) и, как правило, к этим функциям добавляют либо функции управления отдельными проектами, либо функции организации и поддержки портфельного управления проектами.
О трендах в развитии проектных офисов во всем мире можно почитать здесь>>
Если предположить, что банки будут в тренде развития темы проектных офисов, то можно ожидать повышения интереса к следующим темам:
- Разработка и внедрение методологии управления портфелями проектов. Связка стратегии банка с портфелями проектов
- Использование agile-подходов для управления проектами
- Разработка методики оценки эффективности работы проектного офиса
- Внедрение информационных систем для управления проектами и управления портфелями проектов (ИСУП)
- Внедрение методик управления загрузкой ресурсов на проектах банка
Рискну выступить с предложением организовать круглый стол по обмену опытом на тему внедрения и развития Проектных офисов в банках Беларуси. Такое обсуждение можно было бы провести в рамках конференции БанкИТ 2016 или других банковских конференций.
Если у вас будут предложения или идеи по теме круглого стола – пишите в комментариях к статье, я обязательно свяжусь с вами.
Желаю удачи коллегам из проектных офисов банков во внедрении Систем управления проектами и их постоянном улучшении!