В шапке
Управление проектами в  ритейле

Управление проектами в ритейле

Договоримся о том, что такое ритейл:

Ритейл – это розничная торговля, то есть реализация товаров конечным потребителям. Ритейлер – это любая компания, занимающаяся розничной торговлей – будь то супермаркет, магазин одежды или автосалон: в современной России любой более-менее крупный бизнес, занимающийся продажей розницы, называется ритейлом.

Лично я участвовал в двух проектах внедрения КСУП (о том, что это такое, читайте здесь) в компаниях, которые в том числе имеют розничную сеть.

Кроме того, знаю о еще как минимум двух ритейловых компаниях, где КСУП внедряли мои коллеги.

Итак, мой первый проект внедрения КСУП в ритейле был реализован в ГК Армтек, которая занимается оптово-розничной торговлей автозапчастями. Я был руководителем этого проекта, а было это почти 10 лет назад. В итоге реализации проекта компания получила:

  1. Корпоративный стандарт по управлению проектами
  2. Работающую ИСУП (информационную систему управления проектами) на базе MS Project Server 2003 и MS SharePoint
  3. Проектный офис, отвечавший за развитие стандарта по управлению проектами и развитие ИСУП

После разработки черновика Стандарта по управлению проектами и разворачивания ИСУП были выбраны пилотные проекты, на базе которых мы обкатали некоторые шаблоны из Стандарта по управлению проектами и опробовали работу через ИСУП. Проект внедрения КСУП продлился 7 месяцев. Насколько я знаю, Проектный офис в  этой компании существует и сегодня, и за эти годы через него прошло много проектов, связанных с внедрением ERP-системы и открытием новых торговых точек. Не уверен, что в этой компании считали выгоды, которые принесло использование управления проектами. Зато я уверен в том, что без использования стандарта по управлению проектами и ИСУП ERP в компании не внедрили бы в том масштабе, в котором она существует сегодня.

Второй проект внедрения КСУП в ритейле я выполнял в роли консультанта  для холдинга VGI и закончил его в этом году. О его результатах я написал в этой статье.  

Этот проект дал гораздо более серьезные результаты. По ходу внедрения КСУП мы запустили 11 пилотных проектов, и к моменту написания этой статьи 6 из них были завершены в срок и бюджет, 1 проект с небольшим превышением срока (Заказчик все равно признал его успешным), а остальные проекты находятся в процессе реализации.

В отличие от проекта внедрения КСУП, сделанного в Армтек 10 лет назад, во втором проекте внедрения КСУП для холдинга VGI я предложил не ждать черновика Стандарта по управлению проектами, а сразу запускать пилотные проекты. При этом мы использовали шаблоны документов для управления проектом, которые давались мной руководителям проектов по мере продвижения по проектам, и ИСУП на базе MS Project Server 2013. И параллельно с ходом пилотных проектов разрабатывались процедуры по управлению проектами и шлюз из MS Project в Битрикс, в котором исполнителям было привычнее отчитываться о ходе задач, нежели в интерфейсе PWA от Microsoft. Кроме этого, в данном проекте внедрения КСУП сразу было разработано Положение о мотивации в проектах, которое за время проекта изменилось. А сегодня, по итогу выполнения ряда пилотных проектов, его обсуждения продолжаются. И это нормально, т.к. мотивация за проектную деятельность – очень непростой вопрос, и качественный подход к мотивации рождается не быстро.

Еще я знаю о внедрении КСУП в группе компаний RTL-holding, которая включает в себя дистрибуторов, логистическую компанию, сети продовольственных магазинов. Проектный офис в этой компании создавался лет 5-6 назад моим знакомым, который руководил им на протяжении нескольких лет. На днях я решил узнать, какова судьба этого Проектного офиса, и, к моему удивлению, получил информацию от своего коллеги, что после его ухода Проектный офис в группе компаний RTL-holding перестал существовать.

Четвертый проектный офис работает в компании «Пятый элемент», занимающейся розничной продажей бытовой техники и электроники в Беларуси. Проектный офис в ней создавался лет 5-6 назад. К моей радости, Проектный офис в этой компании, со слов одного из ее топ-менеджеров, существует до сих пор. В область ответственности этого Проектного офиса входит не только поддержание в актуальном состоянии Методологии управления проектами и ИСУП на базе MS Project, но и управление проектами компании. Скорее всего, именно результаты, получаемые от грамотного управления проектами сотрудниками Проектного офиса, и являются основной выгодой для руководства компании «Пятый элемент» от деятельности своего Проектного офиса.   

Уверен, что проектных офисов в белорусском ритейле намного больше, чем я описал, я просто не знаю про другие случаи успешного внедрения, а провести исследование на эту тему не могу.

В компании «Ома», например, нет корпоративного стандарта для управления проектами и такого подразделения, как Проектный офис. Но, несмотря на это, в компании используется понятие «проекта» и «управление проектами». Более того, со слов одного топ-менеджера, руководство компании все чаще говорит о том, что компании нужно использовать «управление проектами» по науке, и даже литература по управлению проектами закупается (например, недавно куплен PMBOK).

Вышеприведенные кейсы говорят о том, что в белорусском ритейле используют «управление проектами» для решения уникальных и масштабных бизнес-задач, но степень распространенности проектного подхода пока невысокая. Возможно, кризис подтолкнет белорусский ритейл к масштабным программам изменений своих бизнес-моделей и необходимости реализовывать новые стратегические задачи, и тогда интерес к «управлению проектами» в этой сфере бизнеса возрастет.

Вы спросите меня, какого типа задачи в ритейловом бизнесе могут потребовать использования «управления проектами», в результате которого компания получит сокращение сроков или стоимости выполнения таких задач?

Большинство проектов в ритейле связано с автоматизацией бизнеса, разработкой и запуском Интернет-сайтов для развития интернет-торговли, открытием новых торговых точек, открытием или модернизацией складов. Проекты эти совсем не дешевые и не простые в управлении.  А использование современной методологии управления проектом, по исследованиям Международной ассоциации управления проектами (IPMA), способно сократить сроки проекта на 20-30% и бюджет проекта на 15-20%. Согласитесь, экономия в 20% при стоимости проекта в $1 млн. стоит того, чтобы внедрить в компании Корпоративную систему управления проектами, в том числе Проектный офис.

Если у вас появились вопросы относительно того, как внедрять КСУП в компании, пишите. С удовольствием отвечу на них и помогу вам во внедрении.

Удачи вам в проектах!

Комментарии (0)
Войти как